Биологи, исследующие тайны природы, обнаружили в любви источник жизни. После многих трудов, ученые узрели очевидное: именно биологический вид сохраняет любовь, а не борьба за существование. Борьба разрушительна, а выживает не только сильнейший, как думали сначала, но и любимый. На самом деле, борются и побеждают взрослые особи. Но кто защищает новорожденного? Если для защиты нужна непроницаемая броня, когти, у малыша нет ничего подобного. Мускулы? Младенец слаб. Ловкость? Он не умеет двигаться. Плодовитость? Еще не скоро. Значит, почти все живое должно было исчезнуть с лица земли, потому что каждый силач когда-то был слабым, и нет ребенка слабее некоторых взрослых. Любовь защищает слабых и объясняет их выживание. Материнская любовь привлекает сегодня внимание ученых как природный феномен. Если борьба за существование рисует нам картины разрушения, материнская любовь проявляется в самых разных волшебных формах, это сокровенная и явная причина чарующего разнообразия природы. Это фундаментальное качество вида, которое должны признать все ученые. Прежде чем биологи заметили, что любовь – самая могущественная сила, охраняющая вид и объясняющая выживание, религия указала на любовь как на опору жизни. Недостаточно быть рожденным, нужно быть любимым, чтобы жить. Это закон природы: кто не любит – мертв. Когда Моисей объявлял 10 заповедей, которые должны были спасти еврейский народ, сначала следовало провозгласить закон: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя". Евреи окружили Христа, говоря: "Дай нам закон". А он ответил: "Разве вы сами не знаете? Возлюби ближнего". Словно он хотел сказать: закон очевиден, один-единственный, закон жизни, поэтому он должен быть вечно, от сотворения мира". Святой Петр, глава новой религии, религии любви, предлагающей вместо старого закона новый, объяснил лучше: "Любите, - говорил Христос, – как я вас любил, то есть не как вы можете любить, а как я могу любить". Пропасть лежит между человеческим умением любить и любовью Христа к людям. Люди порой настойчиво стремятся к собственной гибели, путают добро со злом, жизнь со смертью, пищу с ядом. Как хрупок закон: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Действительно новый закон: люби, как я тебя любил. Сколько раз мы видели, как ребенок с отвращением бежит от наших ласк. Сколько раз мы видели, как ребенок, чей порыв был отвергнут, уходит в себя, как будто его ранили, затронуты его чувства. В этом и заключается наше уважение к духовной свободе детей: никогда не навязывать им наши комплименты, ласки, завоевывая их расположение; никогда не отталкивать их порывы, даже если дети приходят к нам в самый неподходящий момент, но отвечать со всей деликатностью, искренним вниманием. Мы объекты их любви. Объекты, с помощью которых они организуют свою жизнь. Лучшие учителя, родители те, кто берет пример с дидактических материалов. В них сосредоточено моральное богатство, и каждая частица их готова и к пассивной реакции, это свидетельство самоотречения, и к активной, как неиссякаемый источник любви. Сенсорные материалы представляют все возможные диапазоны, доступные человеку: диапазоны света и цвета, звуков и тепла. Родители и учителя должны представить ребенку всю гамму чувств и ждать, что выберет развивающаяся душа. Могут сказать: "Как заставить ребенка полюбить нас? Он должен уметь чувствовать". Если малыш не различает цвета, он слеп, и никто не даст ему прозрения. Если ребенок бесчувственный, никто не изменит этого. Природа не случайно соединила мать и дитя не только единой плотью, но и более прочной связью – любовью. Ребенок с рождения не просто тело, но и любовь. Тот, кто любит хоть что-то, уже обладает чувствительностью и открыт для новых впечатлений. Кто видит предмет, тот не слеп. Он будет видеть. Кто любит мать, кто любит сына, способен любить. Это внутреннее чувство живет не только ради одного объекта, представленного в данный момент...
Ребенок это просто ребенок
Итальянский педагог Мария Монтессори была одной из первых, кто в конце Х!Х века поняла, что ребенок – это просто ребенок, существо со своим уникальным внутренним миром. Он вырастет, объясняла она, и обязательно станет похожим на нас, потому что природа наделила его спонтанным интересом к познанию всего, что его окружает.
М. Монтессори была первой женщиной – доктором медицины в Италии. Начинала с места ассистента профессора в университетской психиатрической клинике. Она совсем не была «синим чулком». Напротив, остроумная, красивая, одетая по последней моде, она везде вызывала восхищение. В 1908 году Марию Монтессори узнал весь мир.
Она входила в палату к слабоумным детям, и однажды поняла нечто, чему до нее никто не придавал значения. Дети сидели без движения в смирительных рубашках, а иначе, как объяснили ей, они бы целый день ползали по полу в поисках хлебных крошек. М. Монтессори увидела, что детям попросту не чем заняться. Значит, проблема этих малышей была не столько медицинская, сколько педагогическая!
С этого момента судьба М. Монтессори сделала крутой поворот. Она занялась методами обучения маленьких детей, прежде переписав от руки собственные переводы французских исследователей Итара и Сегена. В 20 лет она стала директором Ортофренической школы, в которой учились дети с задержкой в развитии. Уже через год многие ее подопечные научились читать и писать и выдержали экзамены наравне со здоровыми сверстниками.
Это было вторым потрясением для М. Монтессори: так как же учат в обыкновенных школах, если этих детей обгоняют в знаниях ее отстающие в развитии малыши?!
Наставница с блокнотом в руках
В начале ХХ века по Европе победно шествовал стиль модерн – было время больших социальных экспериментов. В Риме решили ликвидировать квартал бедноты Сан-Лоренцо и на его месте построить новые дома для рабочих и их семей. Руководитель проекта Эдуардо де Саламо предложил М. Монтессори взять на себя руководство педагогической частью проекта. Она согласилась, так как давно чувствовала необходимость опробовать свой метод обучения на здоровых детях. Здесь в Сан-Лоренцо она могла начать с «чистой доски».
6 января 1907 года 60 ребятишек, семьи которых поселились в новых домах собрались в большой комнате, ставшей прообразом современного класса Монтессори. Стены были выкрашены светлой краской, столики и креслица легкие, слаженные из березового дерева по росту детей, душистые цветы, удобные коврики, позволяющие заниматься на полу. Есть принадлежности для умывания, тазики, кувшинчики, место, где стирают и гладят носовые платки, моют настоящие фарфоровые чашки. На низких полках и в шкафчиках множество загадочных коробочек и баночек, которые можно открывать и заниматься с их содержимым, незаметно обучаясь чтению, счету и другим полезным вещам. В классной комнате на взрослом кресле сидит наставница с блокнотом в руках. Она время от времени что-то записывает. Наблюдает за детьми. А если кому-то требуется помощь, тихонько подходит и помогает...
Вывод, сделанный М. Монтессори после года работы с малышами «Дома ребенка» в Сан-Лоренцо был таков: для благополучного роста и развития детям необходима специально обустроенная среда, в которой они могут абсолютно свободно и самостоятельно действовать. Оказывается, малыши способны к такой концентрации внимания при важной для них деятельности, что не слышат и не видят ничего вокруг. Они предпочитают трудиться по-настоящему. Вернее: их главная игра – работа. Дети становятся послушными, если им есть, чем заняться, и дело их увлекает. Роль наставницы может сводиться к тому, что она показывает, как обращаться с вещами в классе или как совершать то или иное действие. Но главная ее забота – наблюдать, свободное развитие детей. Понятно, что успехи маленьких учеников напрямую зависят от того, насколько профессионально наставница подготовила детскую развивающую среду. Можно сказать, что сто лет назад М. Монтессори открыла феномен, который современные психологи называют фоновым знанием.
Благодаря фоновому знанию малыши М. Монтессори учились писать и читать уже в детском саду. Она обнаружила, что главный психологический возраст для этих занятий 4,5 - 6 лет. Позднее интерес ослабевает. (Вот почему, наверное, большинство наших семилетних первоклассников ненавидят уроки письма! А ведь детсадовским воспитательницам у нас настрого запрещено учить малышей письму и чтению. Да они и не умеют это делать.
Мастер-класс за стеклом
М. Монтессори бросила всё: лекции в Университете, профессорскую практику, хорошие заработки ради нового, неизведанного, но влекущего к себе дела – попытки создать педагогическую систему свободного саморазвития детей, имеющую строгие философские, психологические и педагогические основания.
Удивительно, с какой быстротой известие о методе Монтессори разнеслось по всему миру. Из Австралии приехали две сестры-учительницы, которые продали дом, чтобы добраться до Италии и поучиться у Монтессори. Путешествующий англичанин познакомился с ней и вскоре основал Монтессорийское общество в Англии, устроив первые классы у себя дома. Из России в гости к М. Монтессори приезжали Юлия Ивановна Фаусек, Елизавета Ивановна Тихеева и дочка Льва Николаевича Толстого Татьяна. Все они, вернувшись, написали педагогические книжки, описывающие метод Монтессори, а в 1913 году была переведена на русский язык и издана ее фундаментальная работа «Дом ребенка. Метод научной педагогики». Имя М. Монтессори неожиданно составило национальную гордость Италии. Ее портрет изобразили на итальянских лирах.
В 1914 году М. Монтессори пригласило в Америку педагогическое общество, организованное Александром Беллом, изобретателем телефона (почетным секретарем общества была Маргарет Вильсон, дочь президента страны). Был год Всемирной выставки в Сан-Франциско, и М. Монтессори этим воспользовалась. Вот как описывалось в печати это событие.
«На выставке открылся настоящий Монтессорийский класс в специально построенной комнате со стеклянными стенами. Класс был окружен скамейками, для желающих понаблюдать за детьми. Сотни людей своими глазами увидели работу знаменитого педагога. На выставке были присуждены всего две золотые медали. Обе получил проект «Новые дети».
Дорога без конца
Итак, М. Монтессори стала едва ли ни самым знаменитым педагогом планеты. Ее детские сады и школы открывались по всему миру. Даже в Россию, в Санкт-Петербург был привезен ее дидактический материал, который до сих пор хранится в архивах факультета дошкольного и начального школьного образования педагогического университета им. А. И. Герцена. Многие пособия питерская последовательница М. Монтессори Юлия Ивановна Фаусек придумала и сама, создавая детские садики Монтессори. Но в 1926 году эксперимент был прекращен решением Государственного Ученого Совета. То же случилось и в Италии, когда у власти оказался дуче.
Внезапно увидели, что дети, воспитывающиеся в духе педагогики М. Монтессори, не приемлют иных идеалов, кроме общечеловеческих, и не собираются становиться ни коммунистами, ни фашистами.
Книги М. Монтессори сжигали на площадях Берлина и Вены. Тогда она уехала на английском эсминце в Англию, а потом через Нидерланды, дождавшись разрешения, до конца войны в Индию.
Не напоминает ли нам ее путь судьбу Фрейда? Ведь примерно в то же время отца психоанализа выкупили у фашистов, и он закончил свои дни на свободной земле...
Мария Монтессори прожила долгую жизнь, полную побед, потерь и неоконченной борьбы за права ребенка. Она называла свой метод методом научной педагогики и считала, что любые практические действия, теории, модели могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке. Изучение жизненного пути ребенка, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, она ставила в основу своей педагогической антропологии.