Ну вот, сегодня я дочитала "Доктора Живаго" и готова написать свой отзыв.
Изначально данное произведение было для меня как историческая справка, описание жизни людей в тот, весьма сложный и длительный, промежуток времени. Потом ещё добавилось ощущение, что это своего рода энциклопедия - я почерпнула много новых знаний, прочитав данную книгу. Например, я наконец-то узнала, почему на свадьбе кричат "Горько!"
Помню, ещё в глубоком детстве меня всегда удивлял этот обычай - люди целуются и им кричат "Горько!", ещё и радуются так при этом. Я думала, что окружающие радуются от того, что они не целуются и им от этого не горько, не так, как горько молодожёнам.
Я узнала, что в те времена пуповину, например, перерезали после того, как она отпульсирует. И только сейчас начинают опять к этому возвращаться...
И ещё много всяких мелочей...
В связи с таким отношением к тому, что я читала, я вообще не применяла оценочных суждений по отношению к персонажам. Единственное что мне было непонятно - где дети?
Ну то есть, они как бы есть, но о них особо ничего не пишут. При переезде Живаго и Тони с Александром Александровичем было ощущение, что малыш Саша (ведь Саша?
) был одним из множественных узелков с вещами и не более того.
После того, как я начала почитывать ваши отзывы (
) и после начала отношений Живаго с Ларой у меня как-будто что-то перемкнуло внутри. Но, справедливости ради замечу, что всё равно судить мне кого-то не очень-то хотелось.
Самое большое сочувствие у меня вызвал Вася Брыкин, тот самый что ехал в поезде с Живаго и просился к маме. То ли в силу возраста, то ли в силу впечатлительности, то ли в силу своего включения в роль мамы. Не знаю. Для меня этот образ отображает все страдания детей того времени, от мала до велика. Хотя, по моему личному впечатлению, как для Живаго, так и для Пастернака дети не представляли особой ценности, в частности маленькие. Так, дополнительные предметы фона.
Что удивило: зачем они всегда всё так подробно выясняли? Зачем Живаго слушал подробности о семейной жизни Антиповых? Зачем Лара выясняла мельчайшие подробности смерти Антипова-Стрельникова? Вот это её замечание о том, как хорошо что он поговорил с Живаго перед смертью. Я, наверное, не понимаю этого в силу возраста или принадлежности к другому поколению. Персонажи в книге много говорили о том, о чём сейчас, по-моему, люди предпочитают молчать. Например, я сомневаюсь в том, чтобы сегодня любовники так спокойно обсуждали, какие замечательные у них супруги и как они их любят. Объясните мне, пожалуйста.
Может это то, чего нам не хватает? Может тогда люди были честнее сами с собой и с другими и от этого чище душой?
В общем и целом роман произвёл на меня сильное впечатление. Уверена, что буду перечитывать его ещё, и не раз. Для меня это произведение было чем-то вроде шоколада к чаю, тёплого пледа в холодную погоду, ароматной ванны после сложного дня...лучшее время для его чтения у меня было час-полтора перед сном: когда все дела за день решены, а об остальном "я подумаю завтра", когда все спят и никто не дёргает и не отвлекает...чтобы прочувствовать, прожить, понять. И никогда ещё после чтения книги перед сном я не спала так сладко. Даже не смотря на то, что в книге описываются весьма сложные и порой трагические события.
Вот такие вот мои впечатления об этой книге...
добавлено спустя 4 минуты:
Да, ещё о Васе Брыкине: мне очень понравилось то, как он стремительно пошёл в гору, когда начал получать образование. Вот прям прониклась. Показалось, что он из наших, из поколения Игрек)))
И об актуальности: у меня всё же присутствует стойкое ощущение, что данная книга не проходит сквозь времена и годы. Она - только книга своего времени и всё.