Овуляшки он-лайн

все о планировании, зачатии, беременности, родах и детях

... Ушла в себя... Вышла из себя... Была не в себе... Пришла в себя... Зашибись находилась...
Автор
Сообщение
Семья и школа 7-1997
Любовь Табунова

«Вот сейчас мама Сашеньку оденет, сейчас возьмет на ручки», — такое обращение к ребенку можно услышать почти в каждой семье, где есть малыш. Это как бы некая традиция, согласно которой принято обращаться к ребенку в третьем лице. И сам малыш говорит о себе так же: «Дай Маше чаю», «Катя хочет яичко», «Возьми Наденьку на ручки».

Считается, что такая форма обращения самая подходящая, потому что осознание себя как личности, человека, который может сам что-то хотеть, происходит у ребенка только к концу третьего года жизни. В этом возрасте ребенок впервые понимает, что это именно он, а не какой-то там Вася, совершает то или иное действие, и выражается это в том, что он начинает говорить о себе в первом лице: «Я бегаю», «Дай мне». Это возраст, когда ребенок говорит о себе «Я», «Я сам!» и усиленно отстаивает свою самостоятельность и независимость. Этот возраст называют «первым трудным возрастом», потому что в это время появляется упрямство, чрезмерное отставание собственных позиций, непослушание, капризы. Вероятно, у ребенка в это время происходит некая ломка самосознания, в результате которой он понимает, что «ребенок Вася — это я».

И вот возникает вопрос, а не под влиянием ли взрослых ребенок в первые годы своей жизни говорит о себе как бы со стороны? Ведь это они, взрослые, называли его по имени, причем именно когда говорили о его желании и действиях: «Дать Кате яблоко?», «Катя пойдет гулять», и, что еще важнее, подавали ему пример, говоря так о самих себе (ведь известно, что ребенок учится говорить, слушая, как говорят взрослые): «Сейчас мамочка оденется и покормит Петю», «Маме надо работать». И вот уже сам ребенок говорит смешные «детские» фразы: «Кате надо погулять», «Кате надо дать яблоко». (Слово «надо» в детской речи присутствует очень часто, потому что так, как правило, говорят родители о самих себе.)

Однако дети слышат, что взрослые между собой говорят иначе, чем с ними, и постепенно переходят на «взрослый» язык. Неизвестно только, проходит ли эта ломка без последствий.

А что если взрослые совсем откажутся от умилительных обращений к ребенку по имени и станут говорить с детьми нормально? В одной семье именно так и было принято: к детям, даже самым маленьким, обращались как ко всем остальным членам семьи. Ребенку никогда не говорили: «Мама Сашу оденет», а обращались так: «Сейчас я тебя переодену, тогда ты будешь играть» и т. д. И в результате ни один из шести детей трех поколений этой семьи никогда не называл себя по имени, нарушая общеизвестный закон: ребенок сначала говорит о себе в третьем лице, и лишь потом, с развитием самосознания, говорит о себе «я». В этой семье (и в других подобных семьях) не было признаков так называемого «кризиса трех лет») отмеченного упрямством, негативизмом, демонстративным, подчеркнутым употреблением слова «я» («Нет, это я сделаю!», «Я сам приду!»). Хотя в остальном детей здесь растили вполне традиционно: не особенно поощряли их самостоятельность, всячески опекали) во многом ограничивали. Не было только обращения к ним в третьем лице...

Видимо, в результате этого становление самосознания у ребенка происходит раньше (ведь он уже с самого начала говорит о себе как о личности, называя себя «я»). Надо сказать, что в норме ребенок должен начать себя называть «я» не позже трех лет, в противном случае можно предположить умственную отсталость (кстати, психически больные взрослые называют себя по имени: «Петя хочет гулять», «Миша хочет яблоко» и т. п.).

Норма есть норма, и, конечно, совсем не обязательно любое раннее развитие говорит о том, что ребенок — вундеркинд в том или ином смысле. Однако в упомянутой мною семье все дети выросли очень независимыми, общительными, уверенными в себе людьми, не боящимися жизни. У них было глубокое чувство собственного достоинства, что очень ощущалось всеми окружающими их людьми.

Принято считать, что ребенку легче ориентироваться в том, «кто есть кто», если он часто слышит, как мама называет себя «мамой», папа — «папой», а его самого называют по имени, даже когда о чем-то спрашивают («Что у Васеньки болит?», «Вася хочет кутать?»). Но не происходит ли обратное, не создают ли взрослые ситуацию чрезмерной психологической нагрузки) обращаясь к ребенку и называя себя в третьем лице? Особенно если в употреблении только такое обращение. Не обусловливает ли это в какой-то мере и первый «трудный» возраст, который иначе проявлялся бы в более приемлемой форме?

Мы недооцениваем наших детей, наделяя их порой способностями, характерными для животных и совсем больных людей. И не стоит ли если и не исключить полностью обращение к ребенку в третьем лице, то хотя бы использовать также и другие варианты?
http://ten2x5.narod.ru/psycholog/psy7.htm
Странно, а я всегда обращаюсь к сыну: "Сейчас я тебя переодену..." я тут не причем
Я тоже обращаюсь к дочке в первом лице.
Не смогу сейчас найти статью, но я читала, что детям, наоборот, это нужно для осознания себя как личности - обращение в третьем лице и по имени.
Не "сейчас я тебя покормлю", а "сейчас мама Сережу покормит". Ну и плюс имена чтобы запомнить...

Я говорю через раз, когда вспоминаю - то по имени и в третьем, когда забываю - то на ты)
я только в 3-м лице говорю. Типа, сейчас мама Олежку покормит... я тут не причем улыбаюсь
По-моему, к самому-самому маленькому можно обращаться в третьем лице по имени (" кто там в зеркале? Что за ляля? Это Машенька.) По мере взросления ребёнка отпадает необходимость в "сюсюканьи". Ну не может же мама сегодня говорить в третьем лице, а завтра только на ты. Этот переход будет постепенным. Очень редко встречаются мамы, кот. интересуются у 6-летнего сына "Васенька получил сегодня в школе 5?"
К старшей дочери всегда обращались в третьем лице, т.е. так же:
Blondie86 писал(а):

"Сейчас я тебя переодену..."

и не было у нас кризиса 3-х лет... я тут не причем
да видимо как всегда лучше золотая середина и так и так называть: в третьем лице, чтобы запомнить кто есть кто, кто мама, кто папа, и как себя зовут, а в первом лице чтобы не получилось у ребенка резкого особнания что Вася это он. ржу нимагу
Я тоже не могу про себя сказать что называю всегда так или так. По разному получается. Но впринципе дочка понимает меня и без лишних сюсюканий типо "Алиночка поцелует маму..." просто "поцелуй маму" и пожалуйста уже тянет губки улыбаюсь
У меня тоже по-разному получается. Никогда не задумывалась над этим вопросом. я тут не причем
Надо за собой понаблюдать ржу нимагу
Никогда не говорю в третьем лице. У нас все проще, с ребенком на равных: "Илюш, гулять пойдешь?", "Ты книжку будешь читать? А лепить?", "Давай носки одевай", "Пойдем, покушаем, мама тебе наложит, а ты сам поешь" и т.п.
К дочке когда она была маленькая помню всегда обращались на ты, Ульяш, ты кушать будешь? или Давай с тобой смотреть мультфильмы?, переходного 3 летнего возраста я не помню я тут не причем
Когда Лелька была маленькой то обращалась в третьем лице, сейчас на ты улыбаюсь .
Мы чередуем фразы типа "Мама оденет Ленечку" и "Сыночек, ты хочешь кушать?". Возможно, последних немного больше.
Пока сама не стала мамой, не одобряла обращения первого типа у знакомых ржу нимагу , а сама незаметно очень даже стала их употреблять. подмигиваю
Но, если честно, на этот счет не переживаю. ржу нимагу
Опоссум
ППКС улыбаюсь
про себя говорю в третьем лице "сейчас мама оденется и пойдем за Леной"
а про сына говорю в первом лице"иди ко мне, я тебя одену..." или "испачкался? пойдем оденем тебе чистую майку"....

с первой было так же. кризиса не было.
Соловушка писал(а):

про себя говорю в третьем лице,
а про сына говорю в первом лице

+1
я по-разному обращаюсь, иногда в первом лице,иногда в третьем(чаще).Мое личное мнение,что лучше и понятнее для ребенка обращение по имени и в третьем лице улыбаюсь
а я больше говорю по имени и ты на дочку я тут не причем а вот когда о ней с мужем говорю, то "она"...
Как-то ранее внимания не обращала, но вот подумав, могу сказать, что чаще всего обращаюсь к дочери в первом лице, реже в третьем подмигиваю
Я к сыну в первом лице обращаюсь как к равному. Например, утром, когда он просыпается: "Доброе утро, сынок! Я уже по тебе соскучилась, как спалось?" В ответ улыбка малыша и радостное улюлюкание. "Пойдём, дорогой мой, на горшочек, а затем умываться и завтракать". Сын хорошо воспринимает подобное общение. Имя своё он давно уже знает, отзывается на него. Понимает когда его зовут мыть руки, кушать, просят что-то принести чет засмущалась я Малышу 1 год и 9 месяцев.
никогда не обращала внимание на это я тут не причем ...мне кажется что обращаюсь в равной степени и от первого и от третьего литца)...надо понаблюдать)
нифига себе
Меня крайне удивляет в этой теме то, что якобы может не быть кризиса трёх лет )))
Кризис - это не плохо. Кризис - это закономерно... я говорю не о том, что мамочки называют "кризисами", а о чётких, определённых возрастных кризисах, которые описаны в психологии. Это кризис 1 месяца, 1 года, 3 лет, 7 лет...
Если кризиса не было - значит, у ребёнка что-то не в порядке. Потому что кризис - это скачок в развитии ребёнка, переход мышления на другой уровень.
Другое дело, что они могут по-разному проходить, или мама может по каким-то причинам этого не заметить (например, если с ребёнком больше времени проводит няня). Но не быть кризиса трёх лет не может )))))

По теме: никогда не обращалась к ребёнку в третьем лице. Меня вообще такое раздражает.
О себе могу иногда и в третьем. Особенно когда мне нужно доступно что-то объяснить. Например - мама сейчас на два часика уйдёт, а потом обязательно вернётся.
Я говорю по-разному,даже как-то не задумывалась об этом.Бывает,в первом лице,а когда ласково что-то говорю,могу сказать-"сейчас мама Максюшу покормит" и т.д.
Показать сообщения:   
Начать новую тему Ответить на тему
Часовой пояс: GMT + 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах