Стволовые клетки: зачем они нужны?

Стволовые клетки уже давно привлекают к себе повышенное внимание и экспериментальных исследователей и практических врачей. Это связано с их уникальной способностью к размножению, самовоспроизводству и дифференцировке (созреванию) в экспериментальных и клинических условиях в компоненты самых разнообразных тканей и органов. Способность стволовых клеток «превращаться» в ткани любой специфичности порождает серьезные надежды на возникновение принципиально новых подходов к лечению многих заболеваний. Необратимые (с точки зрения сегодняшних возможностей) повреждения нервной, мышечной и других тканей представляется возможным «реставрировать», заместив их массой новообразованных тканевых «заплат», состоящих из соответствующим образом подготовленных стволовых клеток. Именно этим объясняется стремление многих научно-исследовательских коллективов и врачей заниматься проблемой использования стволовых клеток для лечения серьезных недугов.

Первые эксперименты по практическому использованию стволовых клеток были начаты еще в начале 1950-х годов, но только в конце 60-х были получены убедительные данные о возможности применения трансплантации костного мозга при лечении острых лейкозов. Начиная с этого времени, началась новая эра в медицине.

Сегодня трансплантация СК активно используется для лечения широкого спектра заболеваний. Прежде всего, это злокачественные заболевания и лейкозы, т.е. ситуации, когда необходимо полностью заменить или восстановить систему кроветворения после химиотерапии. Более 95% всех трансплантаций, а это около 5000 случаев использования пуповинной крови и более 90000 — костного мозга, было выполнено в процессе лечения этих двух форм заболеваний. Оставшиеся распределяются на незлокачественные болезни крови, гемоглобинопатии, некоторые врожденные нарушения обмена, различные иммунные и аутоиммунные заболевания, часть из которых также, как правило, несовместима с жизнью.

Исторически, костный мозг стал первым источником стволовых клеток, который был использован для трансплантации, однако, уже в начале 80-х годов стало известно, что богатым источником стволовых клеток является и пуповинная кровь. Первая успешная трансплантация пуповинной крови, полученной от «сиблинга», т.е. второго ребенка в той же семье, была проведена в 1988 году по поводу врожденной апластической анемии.

Хотя пуповинная кровь содержит в среднем меньше стволовых клеток, чем костный мозг, по целому ряду параметров она превосходит его. Содержащиеся в ней стволовые клетки «молоды», т.е. обладают наибольшим потенциалом к размножению и дифференцировке. Вероятность инфицирования пуповинной крови в процессе внутриутробного развития ребенка минимальна. Необходимая для трансплантации доза стволовых клеток пуповинной крови почти в 10 раз ниже аналогичной по эффекту дозы уже исчерпавших часть своего потенциала клеток взрослого человека. Пуповинная кровь обогащена не только кроветворными, но и другими клетками-предшественниками. Многие исследования подтверждают, что в пуповинной крови содержаться клетки, способные в определенных условиях дифференцироваться в клетки печени, эндотелиальные и мышечные клетки, нейроны и т.д.

Банки стволовых клеток

Программы по созданию банков стволовых клеток пуповинной крови активно развиваются практически во всех странах мира. Инициатором этого направления стал профессор Х.Броксмейер, под руководством которого была заложена первая коллекция пуповинной крови для последующих трансплантаций. Полученные им данные послужили толчком к созданию банков-регистров, хранящих безымянные (безвозмездно сданные) образцы. Сегодня в мире насчитывается около 50 активных банков-регистров, в которых хранится в общей сложности примерно 400 тысяч единиц пуповинной крови, предназначенных для неродственных трансплантаций, а поиск совместимого донора производится по тем же принципам, что и донорского костного мозга.

«Именное» хранение стволовых клеток

«Именные» или «семейные» банки стволовых клеток пуповинной крови представляют собой альтернативу банкам-регистрам. Эти банки осуществляют целевое хранение клеток, направленное на их перспективное применение в случае возникновения заболевания у самого ребенка или его ближайших родственников. Собственником хранящихся клеток в данном случае выступает не сам банк, а ребенок, из пуповинной крови клетки были получены, или уполномоченное им лицо (обычно, один из родителей).

В отличие от банков-регистров, нормальное функционирование которых (т.е. высокая вероятность подбора совместимого донора) возможно лишь при определенном объеме хранилища (обычно, десятки тысяч образцов), именные банки не имеют подобных ограничений. Во всем мире «именное» хранение стволовых клеток пуповинной крови развивается не менее активно, а количество образцов, хранящихся в частных банках, не уступает коллекции банков-регистров.

Биологическая страховка

По статистике вероятность того родившийся здоровым ребенок может в будущем заболеть одной из форм заболеваний, для лечения которых потребуются стволовые клетки, относительно мала. По данным разных авторов она колеблется от 1:200 до 1:5000, но все же реально существует. Гарантии, что заболевание минует именно Вашего ребенка или кого-то из близких Вам людей, нет.

У стволовых клеток пуповинной крови есть одно (помимо всех прочих) неоспоримое преимущество — абсолютная генетическая идентичность тканям ребенка, из пуповинной крови которого они были получены. В этом плане сохранение стволовых клеток пуповинной крови можно рассматривать, как одну из форм «биологического» медицинского страхования, поскольку:

  • однажды полученные, они могут храниться десятилетиями;
  • стволовые клетки могут никогда не понадобиться, но в медицине известны случаи, когда женщина была вынуждена беременеть и рожать, чтобы обеспечить донора для больного ребенка с отнюдь не абсолютной уверенностью в генетической идентичности детей;
  • в случае необходимости, заблаговременно заготовленные клетки останется только извлечь из криогенного хранилища и разморозить, не тратя время на поиск совместимого донора (длительный и часто безуспешный);
  • стоимость сохранения стволовых клеток пуповинной крови в десятки раз ниже, чем приобретение донорских (если таковые найдутся).

Получение пуповинной крови для выделения стволовых клеток

В большинстве случаев, забор пуповинной крови проводится сразу после рождения ребенка и пересечения пуповины, т.е. в промежутке перед изгнанием последа. Это технически проще и позволяет получить больший объем пуповинной крови. Вид родов (естественные или кесарево сечение) практически не сказывается на успехе процедуры, хотя при кесаревом сечении требуется больше внимания и сноровки персонала.

Забор пуповинной крови проводится в шприцы большого объема (50–60 мл) или «мешки» донорской системы. Предварительные данные, полученные в БСК «КриоЦентр» и некоторых западных банках, свидетельствуют, что шприцевой метод имеет ряд преимуществ: он проще, позволяет получать несколько большие объемы пуповинной крови, сопряжен с меньшим количеством ошибок со стороны персонала. В любом случае забору пуповинной крови должно предшествовать интенсивное обучение персонала родблока, что позволяет избежать большинства возможных ошибок, и, прежде всего, инфицирования крови в процессе забора.

Объем полученной пуповинной крови является достаточно жестким условием, с точки зрения целесообразности последующего выделения и хранения стволовых клеток. Минимальный объем, рекомендуемый различными банками, как целесообразный, колеблется от 40 до 60 мл, однако при «именном» хранении право принятия окончательного решения остается за родителями. Тем не менее, учитывая, что в конечном итоге стволовые клетки предназначены для эффективного клинического применения, следует уделять больше внимания возможности проведения дополнительных процедур по извлечению дополнительного количества крови из сосудов уже родившейся плаценты.

Роль врача в принятии решения о хранении стволовых клеток

Акушер-гинеколог и педиатр должны ориентироваться не только в привычных для них областях медицины, но и в ее новейших направлениях. Это относится и к проблеме стволовых клеток пуповинной крови. Некоторые пациенты могут спрашивать об этом из простого любопытства; для других хранение и использование стволовых клеток может быть жизненно необходимым. Поэтому, врач должен быть готов ответить на вопрос будущей матери: «Стоит ли мне сохранить стволовые клетки пуповинной крови моего ребенка?»

Для врача, наблюдающего беременную, не составляет особого труда выяснить

  • нет ли в истории семьи онкологических заболеваний, болезней крови или тяжелых болезней обмена,
  • как обстоят дела с аутоиммунными заболеваниями типа диабета или волчанки,
  • не страдает ли кто из старших членов семьи нейродегенеративными заболеваниями. 

Не стоит забывать и о болезнях сердечно-сосудистой системы, особенно, если ранние инфаркты и инсульты встречались в семейной истории. Все это — не что иное, как основные показания к сохранению стволовых клеток. Особое внимание возможности сохранить стволовые клетки следует уделить в случае, если эта беременность уже не первая, а у кого-то из детей существуют перечисленные выше проблемы.

Владея достоверной информацией, грамотный врач может не только проконсультировать будущую мать в интересующих ее вопросах, но и дать некоторые более конкретные рекомендации — подсказать, где и как можно организовать сбор пуповинной крови, какому из банков стволовых клеток следует доверить клетки своего ребенка.