Пока среди родителей и ученых нет единого мнения о том, стоит ли наказывать детей или нет. Одни говорят, что наказание необходимо, оно оградит ребенка впоследствии от совершения плохих поступков, другие говорят, что наказание не приведет ни к чему, кроме страха и тревоги. И та и другая точки зрения заслуживают внимания, и имеют право на существовании, они обе в чем-то верны, а в чем-то нет.
Представляется, что наилучшим способом воспитания хорошего ребенка все же будет сочетание правильно подобранных видов наказания и поощрения, конечно, если поступки такого заслуживают.
Наказание может быть разным — это и ограничение каких-либо возможностей (отказ от прогулки, компьютерных игр, просмотра телевизора, и др.), и физическое наказание (многие родители могут шлепнуть ребенка по попе, дать подзатыльник — и по мнению психологов такие меры наказания неприемлемы, хоть и довольно часто встречаются), и просто устное замечание (отчитать, объяснить ошибку, отругать). Но очень сложно выбрать меру наказания для ребенка — нужно учитывать и возраст ребенка, и что он хотел сделать, совершая неправомерный поступок, и многие другие факторы.
Считается, что лучшим возрастом, с которого можно в воспитание детей включать наказание — после трех-пяти лет, когда ребенок уже может осознавать свои действия. Применяя эту меру воздействия на ребенка до этого возраста, желаемый результат вряд ли будет достигнут, а ребенок может начать делать что-то назло, а в некоторых случаях, считая, что наказание к нему применено незаслуженно, может мстить либо родителям, либо другим челнам семьи или домашним животным, из-за кого, по его мнению, его наказали.
Очень часто родители применяют наказание для облегчения своей жизни — чтобы лишний раз не убирать за ним игрушки, не разрешает к ним подходить, если до этого ребенок их не убрал. Если родители боятся, что ребенок может повредить себе что-то на прогулке, то наказанием чаще всего будет запрет на них.
Как ни странно, самой лучшей формой наказания все же является ограничение каких-либо действий, которые приносят ребенку радость, которые возвышают его не только в глазах родителей, но и в его собственных.
Давайте рассмотрим такую ситуацию. Ребенок берет пылесос, включает его в розетку, чтобы к приходу родителей пропылесосить квартиру и сделать приятный сюрприз, а вместо этого случайно задевает проводом любимую вазу или статуэтку, роняет ее и разбивает. Многие родители, придя домой, начинают его ругать, отчитывать. Но мало кто спросит, зачем он взял пылесос. Вот в таком случае наказание не должно быть — здесь будет лучше выяснить, как ваза разбилась, и объяснить, что ничего плохого в поступке ребенка не было, а в следующий раз нужно быть более аккуратным. А если сказать, что он больше не должен подходить к пылесосу — он ответит, что ничего страшного, «не очень то и хотелось».
Постарайтесь все же искать и предотвращать проблему до ее появления. Лучше объяснить ребенку, в чем состоят его ограничения, что ему можно, а что нельзя, и лишь при совершении запрещенных ему действий, можно применять меры наказания. Сначала незначительные, но с каждым разом их усиливать в разумных пределах.