Сказка для самого маленького.

Наверное, многие согласятся с определением материнства как творчества, как возможности в полной мере реализовать себя во всей своих талантов и способностей. Мама становится для малыша на какое-то время творцом его мира (как некоторое время назад была этим миром сама). Как сделать этот мир еще комфортнее, еще привлекательнее, чтобы показать крохе, что он не зря появился на свет, что его ждет увлекательнейшее (хоть и не лишенное опасностей) приключение длиною в жизнь. Какие еще творческие таланты даны маме, может быть, скрытые от нее самой?

Каждая мама испытывала нечто подобное: эмоционально она готова еще очень много дать своему подросшему малышу (этак месяцев 10–12 от роду), да и самой интересно было бы чем-нибудь украсить, преобразить этот довольно монотонный образ жизни. И что-то ей подсказывает, что ее годовалому сокровищу уже надо рассказывать сказки, читать стихи, но как это сделать, пока неясно. Как привлечь внимание еще не говоря-щего, вечно вертящегося, все хватающего крохи? Какие сказки выбрать и как их читать? А может, читать не сказки, а стихи?

Пестуем и потешаем

И вот оказывается, что сказки мы уже давно рассказываем, или напеваем, или приговариваем:

Потягушечки, крошечки,
Ручки-хватушечки,
Ножки-побегушечки.

Для ученого-фольклориста это, конечно, не сказка никакая, а пестушка, но не все ли равно, как ее назвать. Важно то, что это маленькая история про ожившие ручки и нож-ки, которые для малышки нескольких месяцев от роду являются самыми настоящими сказочными существами, если попробовать переложить его понимание мира на наш, взрослый, лад.

Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке,
Эти перья-потягусеньки
Подарили гуси Дусеньке,

— гласит другая «сказочка». В ней есть неведомые и таинственные гуси, которые явно что-то сделали хорошее. Так, сами того не замечая, мы создаем для крохи волшебный, сказочный мир нашей любви и внимания, который населен самыми разными персонажами: здесь живут ладушки, котики, водичка, зайка и волчок, коза и гули — да мало ли еще кого можно поселить в этот замечательный мир.

Однако современной маме бывает довольно сложно «вспомнить» пестушки и потешки, которые, как принято считать, передаются в семьях из поколения в поколение. Хорошо, если бабушка, а чаще прабабушка, забавляет малыша такими маленькими шедеврами народной поэзии:

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

Наша Катя маленька,
Катенька удаленька
Пройди, Катя, по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!

Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.

Трататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла —
Вода по полу текла.
Попили-поели.
Шу — полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!

Чей нос? — Савин.
Где был? — Славил.
Что выславил? — Копейку
Что купил? — Конфетку.
С кем ел? — С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.

Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
— Мальчик-пальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Поочередно загибая пальчики ребенка, приговаривают:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
А вот этот — наш малыш,
Наш малыш — (называют имя).

И-та-та, и-та-та,
За кота котовича,
За Иван Петровича.

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На землю не садятся.

Выучить такое, чтобы рассказывать малышу, трудно, да и не нужно. Нам с вами вполне по силам придумать свою поэзию пестования! Было бы желание да чуть-чуть фантазии.

Вы, наверное, обратили внимание на то, о чем говорится в этих стишках. Да, в большинстве своем они служат для того, чтобы отвлечь малыша, когда это нужно, или наоборот привлечь его внимание к ручке, ножке, пальчику:

Тушки-тутушки,
Где твои ушки? — спросим у карапуза, готовясь надеть шапочку.
Ушки в шапке,
Не достанут лапки.

А теперь попробуйте сами:
Кошки — мошки…… ножки

или

Летят по небу тучки — ……

Догадались, какая может быть рифма?
А вот еще вариации на тему «Вышла кошка за кота»

Три-та-тушки, три-та-та
Есть катушки у кота.

или

Три-та-тушечки-та-ту
Дам я плюшечку коту.

Таких вариантов и интерпретаций можно придумать великое множество. Сочиняются такие прибаутки, чтобы привлечь внимание малыша к себе, успокоить его, позабавить. Ритмичная основа таких маминых поэтических опусов волшебным образом влияет на кроху — он внимательно слушает, иногда даже пытается двигаться в такт (притопывает, прыгает или хлопает ладошками). Во время одевания, купания, кормления потешки создают атмосферу игры, сказки. Вот уж вы не одни, а где-то здесь и котя-коток ходит, а пальчик не просто запутался в варежке, а домик свой ищет.

Да и для мамы такое поэтическо-педагогическое игровое творчество очень полезно. В те минуты, когда хочется сказать этому веретену что-то резкое, когда усталость или раздражение берут свое, — мама не окриком, не раздраженным словом, а смешной потешкой успокоит, в первую очередь, саму себя.

А еще нам, взрослым, нужно быть во всеоружии: скоро наша деточка заговорит, да еще как — на своем языке, изобретая все новые и новые слова. Хотите быть на уровне? Хотите быть в силах не только понимать ребячье словотворчество, но и участвовать в нем (оно очень полезно) — готовьтесь, тренируйте свою фантазию и развивайте речевые возможности.

Сказываем

Но мы отвлеклись, речь идет о сказках-потешках. Может быть, в процессе сочинения прибауток и потешек у вас появится любимый герой: мышка, ежик или зайчик, которого вы вспомните из своего детства, из песенки или мультика. Так, постепенно и вы, и ваш малыш подойдете к тому моменту, когда пора будет и сказочку сочинить про него. Да и не одну, а много.

Жил-был ежик и дружил он с…(с вашим малышом, конечно).

Сначала нужно будет придумать, как и где живет ваш герой. Мышка может жить в мамином сапоге или варежке, а ежик, конечно, живет в сказочном лесу. Зайчик или котик обитают в домике (теремке). Потом вам понадобятся истории о том, как сказочный житель кушает, как он одевается или гуляет, с кем встречается на прогулке, как играет.

Кто-то в моем сапоге шевелится. Посмотри, ты там никого не видишь? Может, это мышка? Шла она как то, шла и думала, где бы домик себе устроить, а тут, глядь, — такой удобный сапог подвернулся. Тепленький, мягкий внутри сапожок — потрогай, какой мех.

Вот эта мышка может стать вашей лучшей помощницей в деле сборов на улицу зимой, когда так много одежек на себя натянуть надо. Для первого времени достаточно именно такого объема — 5–6 фраз. Очень важно, чтобы в вашей манере сказывания сохранились прибауточные нотки (игра все-таки) и присутствовали бы интонации удивления, радости, собственной заинтересованности. Вообще мамино хорошее настроение — очень важная составляющая такого творчества. Мама должна получать удовольствие от сочинения сказок: ей представилась возможность превратить серый и неинтересный взрослый мир в разноцветный таинственный, полный приключений сказочный мир детства. Если же этого не происходит, то и сказка не получится.

Попробуем еще что-нибудь сочинить. Вот такой экспромт:

Далеко-далеко, за синим морем, за высокими горами живут на свете маленькие гномики. Живут они в маленьком домике, спят в маленьких кроватках, сидят на маленьких стульчиках, у каждого гномика есть пара маленьких ботиночек и маленькая шапочка — все, как у тебя, малыш. И каждое утро гномики идут умываться к своим маленьким рукомойничкам.

Откуда гномики — понятно, думается, что и ситуация, для которой был сочинен данный экспромт, тоже ясна. Ваши гномики могут с аппетитом завтракать: кушать своими маленькими ложечками кашку из маленьких тарелочек; очень любить гулять, а для этого весело натягивать свои маленькие колготочки и носочки и т. д. Традиционные для народных сказок повторы слов создают тот самый ритмичный рисунок сказки, усиливают ее и эмоциональный — для малыша, и комический (это уже для мамы) характер.

О чем еще можно сочинить? О смешном толстеньком человечке, который живет на крыше вашего дома, о птичках, которых вы будете кормить вместе с малышом, — это во время прогулки. О превращениях носочка или варежки в собачку (киску, зайку, птичку, мышку), о любых предметах окружающего мира, готовых ожить в силами вашего воображения. Вашими активными помощниками в сказочном деле станут игрушки, которые не только могут быть героями сказки, но и помогут ее разыграть, например, рассмешить малыша своими забавными движениями и поступками.

Вот идет гулять Буратино. Прошел немного и видит: все машинки и мячики попрятались, пирамидки и колечки на полке притаились, барабан и погремушки притихли. В чем дело? Ах, как же я не догадался, это Сереженька сегодня с мамой все игрушки на место убрал, никого не забыл. Какой малыш молодец! (И игрушечный Буратино гладит или носом тыкает малыша)

Что за прелесть эти сказки!

Теперь несколько слов о том, насколько такие мамины сказки важны для гармоничного развития ребенка.

Во-первых, они обеспечивают положительный эмоциональный контакт между мамой и малышом, а это очень важно! Конечно, он налаживается с первых дней жизни, однако его постоянно нужно поддерживать: малыш растет, меняется его мироощущение, в том числе и его ощущение мамы.

Во-вторых, словесное мамино творчество является благоприятным условием для речевого развития ребенка: малыш узнает новые слова, создаются игровые речевые ситуации, ребенок слышит связную речь, состоящую из нескольких фраз, а значит, учится воспринимать ее.

В-третьих, мамины сказки расширяют возможности знакомства с окружающим миром: в сказочной, забавной форме, на положительном настрое маме легче привлечь внимание крохи к тому, как прекрасен мир вокруг, как он разнообразен. Сказки о бытовых предметах привлекают внимание к их признакам, сказки о повстречавшихся на улице людях, животных, птицах, вымышленных персонажах заставляют ребенка внимательнее вглядываться в окружающие его вещи.

В-четвертых, любая сказка — это фактор эмоционального развития, а мамина сказка имеет вдвое большую эффективность, потому что вовлекает малыша в процесс творчества, позволяет ему интересно общаться с не просто мамой, а мамой-волшебницей.

Наконец, мама в своих рассказах может знакомить малыша с азами первых нравственных норм и правил поведения, используя для этого и оценку героев своих сказок, и прося их самих оценить тот или иной поступок ребенка.

Смотри, малыш, какие птички прилетели. А вот этот красивый голубь, смотри, какой важный. Наверное, он самый умный. Много знает, потому и важничает. Он живет высоко-высоко, видит из своего домика далеко-далеко и все про всех знает. Как ты думаешь, знает он о том, как ты сегодня кашу ел?

Список правил для начинающей сказочницы:

  • сказка не должна быть большой, максимум 5–6 фраз;
  • в ней необязателен сюжет, привычное для сказки противостояние добрых и злых героев (можно вообще обойтись без последних);
  • самое главное — это сохранить потешную, прибауточную напевную, ритмичную манеру сказывания — именно она будет поначалу привлекать внимание малыша;
  • сочинять импровизируя, используя, весь арсенал своих детских, а может, и взрослых впечатлений и воспоминаний о сказочных сюжетах, героях, деталях и превращениях;
  • как можно чаще вовлекать в повествование самого малыша, упоминая его имя, обращаясь к нему от своего имени или от имени героя, придумывать истории про него самого;
  • использовать сказочный материал для рассказов о том, что окружает кроху, как нужно себя вести, как делать хорошо, а как делать нельзя;
  • привлекать во время некоторых повествований игрушки и другие предметы обихода в качестве исполнителей тех или иных персонажей сказки;
  • не забывать про сказки и во время прогулок, путешествий, посещений врача и т. д.;
  • обязательно получать удовольствие от сочинения и реакции слушателя, а также максимум удовольствия и заряд положительной энергии для свершения новых родительских подвигов!