Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время проконсультироваться у психиатра.
Неизвестный американец
«Ты не устала во всем искать смысл? Неужели нельзя быть спонтанной и расслабленной, как трава, что гнется от ветра. Или щепка, которая просто плывет по течению своих естественных потребностей и желаний? Почему ты всегда все усложняешь? Это меня отталкивает!» — говорит он и обиженно отворачивается к стене.
«Тебе этого не понять! — многозначительно вздыхает она. — Ты ослеплен своими желаниями».
Так бывает иногда между мужчиной и женщиной. И нам кажется, что все продиктовано нашими потивоположностями.
Но случается это не только в постели, но, представьте, и в каждый момент нашей жизни, когда мы делаем выбор или принимаем решение, или просто совершаем какой-то поступок. Необдуманно и спонтанно, подчиняясь первому порыву или осознанно и взвешенно, после некоторого размышления. Иногда это размышление затягивается, запутывая нас в липкую паутину сложных причинно-следственных связей, и завязывает на нашей шее грубые и жесткие узлы неразрешимых противоречий.
А, может быть, нам изначально не стоит утруждаться лишними размышлениями, чтоб не быть безжалостно задушенным ими же? Задумываться ли над своими поступками? Или поступать спонтанно?
Еще Достоевский говорил о том, что нужно любить жизнь больше, чем ее смысл.
Конечно, нужно! Чтобы просто жить и радоваться. Это прекрасно и замечательно.
Только мы так не умеем! Мы все время о ней думаем, сравниваем, сопоставляем, и во всех происходящих с нами событиях ищем какой-то подтекст. Если понимаем, что происходящее бессмысленно, бесперспективно, бесполезно, мы уходим в сторону. В психологии это называется осознанной мотивированностью поступка. Это значит, что человеку трудно, а иногда просто невозможно, заставить себя делать что то, что будет ему неприятно, не интересно, не выгодно, будет им не понято, не осознано, не проверено на смысл и пользу.
Дурацкая привычка, правда? Хотя на первый взгляд, кажется, что очень полезная, ведь ничего ненужного человек тогда не сделает в жизни. И нужного — тоже, увы, может не сделать…
В том-то и дело, что эта его бесконечная задумчивость над смыслом жизни мешает ему жить спонтанно и совершать поступки, продиктованные ежесекундно изменяющимися условиями. Над каждым мгновением жизни не поставишь строго мотивированное обоснование, потому что это невозможно в принципе. Потому что многие простые вещи мы совершаем не задумываясь. Как дышим, например. Мы делаем это неосознанно, потому что это заложено в нас априорно, изначально.
Не каждому человеку известно, что такие сложные человеческие категории, как любовь, потребность в душевном тепле, доброта, тоже заложены в нас изначально. Просто за многие годы своего существования на этой планете мы так изысканно научились искажать их смысл, доводя до полного абсурда и бессмыслицы, что порой нам просто невозможно пробраться через толстые залежи чуждых наслоений, чтоб добраться до истинной природы этих понятий.
Именно поэтому спонтанность нашей жизни насыщена самыми разнообразными моментами торможения и осмысления. Которые словно светофоры на оживленном перекрестке, регулируют наше жизненное движение в нужном направлении. Останавливают и запрещают или дают «зеленую улицу».
«Можно проторчать на этом перекрестке полжизни, но так и не сдвинуться с места. И все благодаря интенсивно работающим мозгам. И вечному вопросу: «Правильно ли я поступаю?»
«А можно рвануть в самое пекло стремительно несущихся картинок жизни, с пустой головой и зажмуренными глазами, не утруждая себя никакими лишними размышлениями. Ринуться и остаться калекой на всю жизнь, если, вообще, посчастливиться выжить.
Будь проще, не парься. Не усложняй, не задумывайся, получай удовольствие! Как много раз мы все это уже слышали. И даже пробовали. А что толку?
Не задумаешься в первый момент, замучаешься париться после, когда последствия твоего необдуманного поступка приведут тебя в операционную гинеколога или в кабинет адвоката. И это еще в лучшем случае.
Есть такая простота, которая хуже воровства. По большому счету она направлена только на одно — насыщение. Тела, гордыни, эгоизма, самолюбия. Работающих в одном направлении — для тебя, к тебе, в твой адрес. Как будто ты и есть тот самый прыщ на физиономии Вселенной, которым она озабочена больше всего на свете.
На самом деле, ты действительно прыщ, но вовсе даже не на физиономии, а всего лишь маленький бугорок размером с песчинку на самом незаметном месте. И ты все пыжишься, пыжишься выбиться в настоящий нарыв или гнойную болячку, на которую все обротят свои взоры. Но тщетно. Потому что место твое уже давно кем-то определено. И тебе остается только принять или не принять этот ошеломляющий факт. И радоваться тому, что ты являешь собой на самом деле. И думать, конечно, об этом, но в меру…
Не для того, чтоб тормозить и «делать ноги» при малейшей сложности и противоречии, а для того, чтоб грамотно вписаться в поворот и не сломать себе шею, когда будешь выворачиваться наизнанку.
Лучший способ избежать ошибок — научиться их видеть. Есть даже такой интересный вид диктанта для детей, чтоб обучить их правописанию. Учитель предлагает пропускать в словах те места, в написании которых ребенок сомневается. Это «опасные» местечки, где прячутся пресловутые орфограммы. Многие дети не видят и не чувствуют этих «опасных» мест, а другие перестраховщики, напротив, пропускают буквы там, где надо и не надо.
Так же и взрослые дети поступают в своей жизни. Подсознательная «грамотность жизни» приходит с опытом, и наиболее ярко выражена она у тех, кто привык доверять своему внутреннему голосу, своей интуиции.
Ничего сложного в этом нет, просто нужно уметь задавать вопросы и выслушивать ответы своего подсознания. Оно всегда знает правильный ответ. Слушайте его!
Мы же часто так озабочены собственными ожиданиями, запрограммированным ходом событий, общественным мнением, страхами, что просто не слышим его в дружном хоре оглушительных голосов нашего ЭГО. Любимой мелодией которого является та, которая тем или иным образом возвышает нас, когда мы выдаем желаемое за действительное.
Вот тут бы нам и задуматься над истинным смыслом происходящих событий, который всегда известен нам где-то в самой глубине души, но мы не хотим себе в этом признаваться, потому что по какой-то причине сейчас нам это неудобно, невыгодно, неинтересно.
Те, кто склонен усложнять, делают это вовсе не из вредности или потому что они зануды, а потому что просто пытаются услышать этот голос, а еще они устали от грубого и беспардонного натурализма жизни, в которой все подчинено накоплению удовольствий, впечатлений и прочих благ, а затем постепенному и жадному их поеданию. Люди отнюдь не гурманы материальных удовольствий, которые кажутся им слишком сытными и сальными, когда на них не тратится ни толики их души. Иногда от обилия оных их даже подташнивает и воротит, потому что любые материальные удовольствия связаны с самыми низшими слоями человеческого существа, с низменными потребностями и страстями.
Но в то же время, что естественно, то, как известно, не безобразно… Без этого никуда не денешься. Святым духом сыт не будешь.
Нужно найти середину
Когда в нашей жизни нет ничего, что затрагивало бы духовную сущность, что будило бы в нас бескорыстные и светлые порывы, и совершенно независимо от наполненности желудка или кошелька побуждало бы к каким-то прекрасным и добрым поступкам, звало куда то, наполняло бы чем-то неведомо высоким и благородным, все даже самые изысканные материальные моменты жизни кажутся пресными и бесцветными. И не в силах сделать нас счастливыми!
Рано или поздно каждый из нас придет к тому, чего ему не хватает для полной гармонии существования.
И он усилиями своего ума все-таки найдет серединное соединение верха и низа. Материального и духовного. Простого и сложного. Потому что он способен мыслить.
Ибо он не камень и не растение, а человек!
Я думаю, ему просто надо найти это состояние равновесия и закрепить его в своем сознании, как некий внутренний эталон, по которому он будет сверять свои поступки, добившись консенсуса в перегибах своего сознания и научившись быть гибким. Тогда ему не грозит провести всю жизнь на перекрестке событий в неуверенности и страхе или быть раздавленным безжалостным катком стремительно несущейся жизни. Потому что он гармонично и спокойно вольется в ее поток и поплывет в нужном ему направлении.