Молодые мамы разучились любить детей.

Сотрудники Научного центра психического здоровья РАМН Г. Козловская, Л. Кремнева и Н. Римашевская провели исследование формирования материнского поведения и его влияния на психическое развитие детей раннего возраста — с этапа беременности до достижения ребенком возраста 4 лет. Результаты ошеломляют: поведение лишь 3–4 процентов матерей можно назвать по-настоящему материнским.

Что происходит с материнским инстинктом, который сотни тысяч лет обеспечивал выживание человечества? Как сказывается поведение матери на будущем ее ребенка? Почему девочки не хотят становиться женами и мамами? Об этом руководитель исследования доктор медицинских наук Галина КОЗЛОВСКАЯ беседует с обозревателем Татьяной БАТЕНЕВО

— Материнская любовь, материнская самоотверженность — ведь в их основе лежат чисто биологические механизмы?

— Так можно говорить лишь о животном мире, где отношения «мать — дитя» строго регламентированы, продуцируются на уровне генетических программ. Но если и у животных оторвать потомство от родителей и поместить в искусственно созданные условия, оно вырастает неполноценным: не умеет вести себя со своим потомством, не умеет жить в стае, в условиях природы. Это говорит о том, что поведение и у животных научаемо, хотя его генетическая основа строго запрограммирована. Тем более научаемо такое поведение у людей. Материнство — не только биологическая, но и социальная функция, его ценность определяется обществом.

— И в последние годы эта функция женщины, по вашему мнению, переживает кризис?

— Без сомнения, и это кризис социального свойства. Посмотрите: у животных взаимодействие с потомством строится на необыкновенной доброжелательности, снисходительности, очень большой ласке, терпении и в то же время строгости. Никогда животное не обделяет детеныша в таких жизненно важных вещах, как еда, возможность согреться, спастись под защитой родителей. Никакой жестокости, агрессии, зла по отношению к детям — это свойственно, увы, только человеку. Сегодня количество агрессии по отношению к детям таково, что можно уверенно сказать: общество переживает критический период, его будущее под угрозой.

— Какие женщины приняли участие в исследовании?

— Мы обследовали около 100 женщин — с периода беременности или первых месяцев жизни ребенка до достижения им возраста 4 лет. Средний возраст матерей — 26 лет. В результате было выявлено четыре типа материнского поведения. Каждый из них влияет на формирование психического и физического здоровья ребенка по-разному. Использовались, конечно, и специальные методы наблюдения, но многое в отношениях матери и младенца видно и без них. Вот мама принесла ребенка на прием к врачу -и сразу видно, компетентна ли она в обращении с ним.

— А материнство требует особой компетентности?

— Желание научиться быть матерью, любовь, направленная на благо ребенка, — это и есть компетентность. И ее отсутствие можно увидеть по тому, как мать берет ребенка на руки, как пеленает его… Одна пеленает грубыми жестами, не смотрит на него, буквально насильно. Другая делает это кое-как или страшно медленно и долго… Третья мама сюсюкает, преувеличенно заботится о нем… Все это свидетельства какого-то неблагополучия в отношении к малышу.

— Но любовь к ребенку может проявляться по-разному…

— Как раз нет, любящая (мы назвали этот тип поведения — надежная) мать всегда обращается с ребенком спокойно, доброжелательно, безотказно приспосабливает свою жизнь к нуждам ребенка, концентрируется на нем полностью, понимая его потребности. Она создает у младенца чувство безопасности, доверия к людям и миру, ощущение, что он любим. Тревожная мать исполнена гипертрофированным чувством ответственности, фиксирована на физическом здоровье ребенка в ущерб психическому, ограничивает его контакты с окружающим миром. Третий тип поведения у депривирующей (депривация — отказ, лишение. — «Известия») матери — она сознательно отказывает ребенку в своем внимании, игнорирует потребности ребенка. И таких матерей больше половины. Наконец, четвертый тип — мать, отстраняющаяся от воспитания полностью или частично. Как правило, таким ребенком занимается няня или бабушка.

— И чем отвечает на такое поведение матери ребенок?

— Он отвечает абсолютно адекватно. Нередко по поведению ребенка можно определить, к какому типу относится его мать. Вот мама очень аккуратная, педантичная, много сил тратит на общественную работу, альтруистка. А ребенок задает у нас истерики, валится на пол, нападает на нее с кулачишками… Да потому, что это единственное, чем он может ответить на ее деспотизм. Истерика — это самая простая реакция, самая экономная, она заставляет обратить на тебя внимание. Так формируется истероформное поведение. Или ребенок сосет пеленку, пальчик, неподвижно лежит в позе распятого Христа. Или, наоборот, раскачивается, бьется головой о кроватку, дергает себя за волосы… Это потому, что маме не до него, она занята — печатает, шьет, кофе пьет. И даже когда он плачет, она не обращает внимания — ничего, поплачет и перестанет, «золотая слеза не вытечет»… Недостаток любви формирует отчуждение, которое скажется много позже. Более того, таким детям часто ставят диагноз «родовая травма», хотя на деле ее нет. Просто ребенок не получает тепла и ласки, и потому возникает задержка психофизического развития…

— А избыток внимания — неужели и это плохо? — Приходит тревожная мама, жалуется: «Я его так люблю, так люблю, а он меня щиплет, царапает». Дело в том, что она не спускает ребенка с рук, а ему нужна свобода. Он пытается отделиться, он ее ощупывает ручками, царапает, но не ощущает, где он сам, а где мама, она ему попросту надоела. Или вдруг начинает плеваться материнским молоком… Иногда приходится даже прекратить грудное вскармливание, потому что он отвечает срыгиванием, хроническим расстройством желудочно-кишечного тракта. Мама начинает бесконечный поход по врачам, обследования, но это нередко явления психологического порядка.

— Что же происходит с матерями, почему вдруг большинство из нас разучилось тому, что возложено на женщину самой природой?

— Нынешнее поколение мам -это в основном дети работающих матерей, которые воспитывались в детских учреждениях. Они не научились от своих мам быть мамами, не получили того самого периода обучения материнскому поведению, тех навыков, о которых мы говорили в самом начале. Эта проблема изучается в принципе давно. Известно, к примеру, что девочки — воспитанницы детдомов, интернатов, приютов не хотят и не умеют быть женами и матерями, часто тоже оставляют своих детей после рождения.

— Будет ли ребенок любить мать, которая допускала такие жестокие ошибки?

— Маленький ребенок чаще всего очень доброжелателен, склонен к компромиссу, склонен прощать. Даже дети, воспитывающиеся в жутких условиях, отверженные, все равно хорошо относятся к своим родителям. Единственное, чего дети не прощают, — это физическое насилие. Сначала ребенок подавлен, плачет, у него развивается депрессия, но затем ищет возможности ответить на насилие. Он обращает агрессию на игрушки, на сверстников, но наступает время, когда он начинает мстить обидчику, и мстить страшно.

— Может ли мать исправить свои ошибки?

— Для этого кто-то должен научить ее любить своего ребенка.

— Разве можно научить любви?

— Можно. Собственно, наш центр психолого-медико-социального сопровождения «Малыш» и подобные ему и создавались как центры квалифицированной помощи родителям. Все ошибки можно компенсировать, если ребенок желанный. Но тут многое зависит от общества. Необходимо возвести мать, материнство на пьедестал. Это по сути дела не личная, а государственная проблема. Если общество хочет выжить, получить здоровое, доброжелательное, жизнерадостное поколение, матери надо помочь стать матерью.

Литье пластмасс