Как справиться с капризой.

Когда ребенок с плачем просыпается от ночных кошмаров или отказывается от любимого блюда, мама реагирует на это с тревогой и волнением. Что же касается капризов, то они чаще всего вызывают у нее просто раздражение. Каприз (фр. - прихоть, причуда) - стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент.

Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требованиях, на чрезмерно строгие меры. А также могут свидетельствовать о потребности в любви, внимании, автономии или об эмоциональной травме и почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием первых подвернувшихся под руку предметов.

Благоприятными условиями для возникновения капризов могут стать переутомление, некомфортная обстановка, неудобная одежда, плохое самочувствие, повышенная эмоциональная возбудимость, чувствительность. А неверная реакция родителей - наиболее частая причина, по которой они повторяются.

Существуют некоторые рекомендации по этому поводу. Первое, что надо сделать - присесть на корточки перед ребенком и отвлечь его внимание на тему, не касающуюся текущей ситуации. Откройте ему свои объятия, уверьте в своей любви, однако ничем не вознаграждайте малыша. Если Вам не удалось успокоить ребенка, оставьте его в покое. Не обращайте на него внимания.

Дайте ему отвести душу, не принимая в этом участия. Если ситуация не позволяет оставить капризулю одного, например, когда вы находитесь в гостях, тогда выразите ему свое сочувствие, обнимите и одновременно объясните, что так себя вести нельзя. Если ваши слова не подействуют, тогда скажите, что вы сердитесь. Возможно, после этого малыш расплачется или поведет себя агрессивно, но через некоторое время он успокоится, и все станет на свои места. Лучше разрядить напряженную ситуацию таким образом, чем терпеть детское нытье в течение нескольких часов.

Самые эффективные способы лечения капризов - те, которые "разоружают" ребенка, вынуждают понять, что вы никогда не отнесетесь к его причудам всерьез. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, чтобы он ни делал. Если ребенок капризничает в магазине, и у Вас возникает чувство неловкости - вынесите его оттуда на руках, и пусть он поплачет на воле, сколько угодно. Действуйте разумно с самого начала, тогда не придется долго мучаться.

Когда буря утихнет, поговорите с ребенком ласково. Расскажите ему, как Вас огорчило, что он бушевал из-за пустяка. Выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше. Уверьте, что все равно его любите и убеждены: что он никогда не будет себя вести плохо, даже если будет чем-то недоволен.

Подобный разговор с малышом необходим, чтобы у него не возникало чувства вины, как это нередко случается, после бурных вспышек гнева. Эти советы остаются в силе, даже если для вашего ребенка капризы стали привычным способом добиться своего, Вам просто понадобиться больше сил и времени, чтобы изменить его поведение. Психологи упоминают и о закомплексованности некоторых родителей, которые подсознательно готовы подчиняться детям и идти для них на любые жертвы, лишь бы ребенок вырос, добился в жизни успеха и оправдал надежды. Но такой подход приводит к обратным результатам. Уже в самом раннем возрасте ребенок будет капризничать и требовать тем больше, чем больше родители готовы подчиняться ему и выполнять каждый каприз. Поэтому, чтобы не избаловать малыша, главное - уметь проявлять твердость и постепенно приучать ребенка к тому, что у родителей есть кроме заботы о нем и другие дела.

В то же время опасна и другая крайность - полное отсутствие внимания. Старайтесь избегать крайностей чрезмерного ограничения и тотального потакания прихотям. Золотая середина - поощрять детскую самостоятельность, но в то же время не отказывать в помощи, когда ребенку это необходимо.

Каждый каприз ребенка - вызов качеству нашего к нему внимания. Правильно и адекватно реагируя на капризы своего ребенка мы тоже развиваемся как родители, учимся понимать своего малыша и строить гармоничные отношения.