Для того, чтобы ребенок вырос полноценной личностью и свободно чувствовал себя в любой социальной среде необходимо в нем развивать коммуникабельность, умение дружить и взаимодействовать с другими людьми. И начинать делать это нужно, по мнению психологов, как можно раньше, практически с пеленок.
Известно, что до трех лет дети плохо ладят друг с другом, у них нет острой потребности в общении. И очень часто родители делают большую ошибку, оставляя общение «на потом». Ведь достигнув 3–4 лет, ребенок вынужден окунуться в социальную среду и как-то адаптироваться к ней, что порой ему дается абсолютно нелегко, так как никто и ничему его не учил. Поэтому важно развивать в ребенке умение общаться и дружить еще задолго до того, как ему эти навыки понадобятся.
Как научить малыша дружить?
Кого дети в детстве считают своими друзьями? Правильно, тех, кто выявляет им свою симпатию, к кому они чувствуют привязанность, о ком проявляют заботу. Как нельзя лучше на эту роль подходят домашние животные. Четвероногие друзья способны вызывать самые положительные эмоции. Способствуют развитию таких качеств как коммуникабельность, ответственность, заботливость и т. д.
Если ребенок еще совсем маленький, то необязательно заводить в доме собаку или кошку. Прекрасно подойдут для этой цели и аквариумные рыбки. Если так случилось, что вы сами никогда не ухаживали за рыбками и понятия не имеете как это делать, то пришло самое время зарегистрироваться на украинский форум аквариумистов и научиться это делать правильно и грамотно. Годовалому малышу достаточно несколько раз в день смотреть на рыбок, следить за ними взглядом. Дальше задачи можно усложнять: давать рыбкам имена, пытаться отыскать их в водорослях, кормить, помогать менять воду и т. д.
Чуть позже можно смело заводить домашнее животное: хомячков, морских свинок, собак или кошек. Но и здесь некоторые родители умудряются наделать массу ошибок: приобретают животное только потому, что «так надо», не питая любви и привязанности к нему. Естественно, дети очень быстро распознают фальшь, и из попытки «подружиться» ничего не выходит. Не стоит также заводить животное, если кто-то из членов семьи страдает аллергией на него.
Иногда дети сами просят купить им то или иное животное или же проявляют инициативу и приносят их в дом самостоятельно. Здесь необходимо быть очень внимательным и не убить в ребенке желание заботиться о ком-то на корню. Так, например, если малыш притащил с улицы дворнягу, то ни в коем случае нельзя его за это ругать. Наоборот, похвалите его за участие и сочувствие к животному. Если оставить найденыша вы по каким-то причинам не можете или не хотите, то сделайте это максимально тактично и безболезненно. Не врите малышу и не обещайте то, чего сделать не в силах. Накормите животное, искупайте и пристройте в хорошие руки, только обязательное условие — делайте это вместе, сообща.
Отказ купить ребенку четвероного друга тоже должен быть мотивированным и обдуманным. Например, с малыша можно взять слово, что он будет помогать вам в уходе за животным, будет его поить и кормить, иначе вы его не купите. Но не ждите, что его клятвенные заверения будут 100% оправданы и он все сделает, как обещал. Будьте готовы к тому, что интерес к рыбкам, коту или пуделю пройдет очень быстро, и он захочет переключиться на что-то другое. Здесь важно не упустить этот момент, рассказать, как важно уметь дружить и не бросать своего друга, не предавать его и т. д. Можно придумать массу сказок или примеров из жизни о том, как плохо кому-то жить без друга, быть брошенным и т. д. Поверьте, эти знания ребенку еще не раз впоследствии сослужат добрую службу.